УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 51
___________Черноусова Е.Н.
Приказ № 119 от 30.08.2024г.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 51
на 2024-2025 учебный год
г.Комсомольск-на-Амуре
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 (далее - учебный план) для 1-4 классов,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 No 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный
объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51, разработанной в
соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21
В учебном плане начального общего образования МОУ СОШ № 51 отражаются и
конкретизируются основные показатели федерального учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам;
максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
максимальная нагрузка с учѐтом деления классов на группы;
план комплектования классов.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного
материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счѐт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также
устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам)
обучения.
В учебный план входят обязательные для изучения предметные области, учебные предметы
(учебные модули), определенные ФГОС НОО:
Предметные области
Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык и литературное
Русский язык, литературное чтение
чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и информатика
Математика
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
(«окружающий мир»)
Основы религиозных культур и
Основы религиозных культур и светской этики:
светской этики
учебный модуль «Основы православной культуры»,
учебный модуль «Основы иудейской культуры»,
учебный модуль «Основы буддийской культуры»,
учебный модуль «Основы исламской культуры»,
учебный модуль «Основы религиозных культур народов
России»,
учебный модуль «Основы светской этики»
Искусство
Изобразительное искусство, музыка
2
Труд (технология)
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
реализуется через возможность формирования программ начального общего образования
различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объѐм обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а
объѐм части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объѐма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учѐтом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом объѐм максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать
действующим санитарным правилам и нормативам.
МОУ СОШ № 51 самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной
и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность,
практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий организован
перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учѐтом обязательных для
изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углублѐнное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей
в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая
образовательную деятельность.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и
иных) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов,
дисциплин (модулей).
В МОУ СОШ No 51 обучение ведѐтся на русском языке по 5-дневной учебной неделе.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и
3
более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май);
в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ - 40 минут;
в 2-4 классах - 40 минут (по решению МОУ СОШ No 51).
Суммарный объѐм домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2
часа - для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объѐма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
При проведении занятий по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление
классов на две подгруппы.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Изучение информатики в 1- 4 классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов:
• «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков
поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в
том числе сети Интернет);
• «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
• «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий).
При реализации учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2,
третий час реализуется за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счѐт посещения
обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование
учебных модулей по видам спорта.
Учебный план образовательной организации может также составляться в расчѐте на весь
учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с
учѐтом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные
планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Формы промежуточной аттестации
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы, в том числе
отдельной части или всего объѐма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Проведение промежуточной аттестации закреплено локальным актом школы –
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Решением педагогического совета устанавливаются форма, порядок проведения,
4
периодичность и система оценок при промежуточной аттестации обучающихся за год не
позднее 3-х месяцев до проведения годовой промежуточной аттестации. Данное решение
утверждается приказом руководителя Учреждения и в 3-х дневный срок доводится до сведения
всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Контрольные мероприятия проводятся ежегодно в период с 20 апреля по 30 мая по
расписанию, утвержденному директором школы. Все формы аттестации проводятся во время
учебных занятий в рамках учебного расписания.
От годовой промежуточной аттестации на основании справок из медицинских
учреждений освобождаются дети-инвалиды, а также обучающиеся индивидуально (на дому)
при условии, что они успевают по всем предметам.
Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в электронных
журналах АИС Дневник.ру в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования
завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
Формы и учебные предметы, которые выносят на промежуточную аттестацию
Предметы
Форма проведения
1 классы
Промежуточная аттестация не проводится.
2-4
Русский язык
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, которые зафиксированы в
классном журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы
2-4
Литературное чтение
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных
в классном журнале.
2-4
Иностранный язык
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных
в классном журнале
2-4
Математика
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2-4
Окружающий мир
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2-4
Труд (технология)
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проекта
2-4
Изобразительное
Учет учебных достижений на основе накопленных
искусство
текущих оценок и результатов выполнения проекта
2-4
Музыка
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения проекта
2-4
Физическая культура
Комбинированная проверка: устный ответ учащегося
на вопрос/практическая работа (сдача нормативов)
5
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная
область
Учебный
предмет
Русский язык
и литературное
чтение
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранны
йязык
(английский)
5
4
Количество часов в неделю
1б
1в
2а
2б
2в
3а
3б
3в
Обязательная часть
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4
0
0
0
2
2
2
2
2
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
("окружающий
мир")
Математика
4
4
4
4
4
4
4
Окружающи
ймир
2
2
2
2
2
2
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Основы
религиозны
хкультур и
светской этики
0
0
0
0
0
0
Иностранны
йязык
Искусство
1а
4а
4б
4в
5
4
5
4
5
4
2
2
2
2
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
22
23
23
23
1
1
23
34
782
0
0
23
34
782
0
0
23
34
782
0
0
23
34
782
Изобразительное
1
1
1
1
1
1
1
1
искусство
Музыка
1
1
1
1
1
1
1
1
Труд (технология) Труд(Технология) 1
1
1
1
1
1
1
1
Физическая
Физическая
2
2
2
2
2
2
2
2
культура
культура
Итого
20
20
20
22
22
22
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Наименование учебного курса
Функциональная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
21
23
23
23
23
23
Количество учебных недель
33
33
33
34
34
34
34
34
Всего часов в год
693 693 693 782 782 782 782 782
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учѐтом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии,
походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик
и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие обучающихся.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объѐм внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования
(до 1350 академических часов за четыре года обучения) с учѐтом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
6
Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии,
секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы,
общественно полезные практики и другое.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В
целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может заключать
договоры с учреждениями дополнительного образования.
7
Учебный план
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 51 г. Комсомольска-на-Амуре
1А , 1Б, 1В классов, УМК «Школа России»
на 2024 – 2025 учебный год
Предметные
области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Учебные
предметы
1А
1Б
1В
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
5
4
4
5
4
4
5
4
4
Окружающий мир
2
2
2
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология )
Физическая культура
1
1
1
1
1
2
20
1
1
2
20
1
1
2
20
1
1
1
21
21
21
10
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Технология
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Функциональная грамотность
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеучебная работа (кружки, секции, проектная
10
деятельность и др.)
Спортивно-оздоровительное направление
Ритмика
1
Мир шахмат
1
Здоровячок
1
Общекультурное направление
Веселые нотки
1
Общеинтеллектуальное направление
Лего-конструирование
1
Духовно-нравственное направление
Край, в котором я живу
1
Познай себя
1
Разговоры о важном
1
Социальное направление
Академия успеха
1
Орлята России
1
8
Учебный план
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 51 г. Комсомольска-на-Амуре
2А, 2Б, 2В классов, УМК «Школа России»
на 2024– 2025 учебный год
Предметные
области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Учебные
предметы
2А
2Б
2В
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
Окружающий мир
2
2
2
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология )
Физическая культура
1
1
1
1
1
1
1
2
22
1
2
22
1
23
10
1
23
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Технология
1
Физическая культура
2
Итого
22
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Функциональная грамотность
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
23
Внеучебная работа (кружки, секции, проектная
10
деятельность и др.)
Спортивно-оздоровительное направление
Здоровячок
1
Мир шахмат
1
Общекультурное направление
Шерстяная акварель
1
Путешествие с мир Этики
1
Общеинтеллектуальное направление
Лего-конструирование
1
Английский с увлечением
1
Духовно-нравственное направление
Край, в котором я живу
1
Разговоры о важном
1
Социальное направление
Орлята России
1
Академия успеха
1
Начальное техническое творчество
9
Учебный план
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 51 г. Комсомольска-на-Амуре
3А, 3Б, 3В классов, УМК «Школа России»
на 2024 – 2025 учебный год
Предметные
области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Учебные
предметы
3А
3Б
3В
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
Окружающий мир
2
2
2
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология )
Физическая культура
1
1
1
2
22
1
1
1
1
2
22
1
1
1
1
2
22
1
1
23
1
23
1
23
10
10
1
1
1
1
1
1
1
1
Технология
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Функциональная грамотность
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеучебная работа (кружки, секции, проектная
10
деятельность и др.)
Спортивно-оздоровительное направление
Здоровячок
Мир шахмат
1
Общекультурное направление
Шерстяная акварель
1
Веселые нотки
1
Общеинтеллектуальное направление
Английский с увлечением
1
Духовно-нравственное направление
Край, в котором я живу
1
Разговоры о важном
1
Социальное направление
Начальное техническое моделирование
1
Орлята России
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Учебный план
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 51 г. Комсомольска-на-Амуре
4А, 4Б, 4В классов, реализующего программу УМК «Школа России»
на 2024-2025 учебный год.
Предметные
области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Учебные
предметы
4А
4Б
4В
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
Окружающий мир
5
3
2
4
2
5
3
2
4
2
5
3
2
4
2
Основы религиозных культур
народов России
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология )
Физическая культура
1
1
1
1
1
1
2
23
0
1
1
1
2
23
0
1
1
1
2
23
0
23
23
23
10
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Технология
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеучебная работа (кружки, секции, проектная
10
деятельность и др.)
Спортивно-оздоровительное направление
Здоровячок
1
Общекультурное направление
Общеинтеллектуальное направление
Лего-конструирование
1
Английский с увлечением
Духовно-нравственное направление
Край, в котором я живу
1
Разговоры о важном
1
Познай себя
1
Социальное направление
Начальное техническое моделирование
1
Академия успеха
1
Орлята России
1
1
1
1
1
1
11
12