МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Управление образования администрации
города Комсомольска-на-Амуре
МОУ СОШ № 51
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
РуководительШМО
Директор школы
________В.Панина
__________Е.Ю.Васенева
Протокол №1
от «17» августа
2023 г.
Приказ № 100
от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
кружка «Шахматы»
для обучающихся 1 – 4 классов
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы в школе» в 1-4
классах составлена на основе следующих документов:
-приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
-приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания cредней
школы № 51.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения составлена на
основе требований ФГОС начального общего образования, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания
учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы и программы
развития вида спорта
«шахматы» в Российской Федерации.
В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого
обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического
сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд
системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей обучающихся в рамках единого образовательного
пространства Российской Федерации.
В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат благотворно
скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет
способствовать
формированию
нравственных
качеств,
изобретательности
и
самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух
здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всѐ это выгодно выделяет
шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения
с учѐтом угроз соперника, расчѐт вариантов в уме (без передвижения их на
доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования
конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют
появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в
любой жизненной ситуации.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в
шахматную игру.
Курс внеурочной деятельности «Шахматы в школе» изменяет характер и
содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и
способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное
содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие
требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в
общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включѐн в
план внеурочной деятельности.
Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводно- подготовительной
части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск еѐ
решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на
демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарѐм и материалом из
рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной
части (подведение итогов).
Место курса «Шахматы в школе» в учебном плане внеурочной деятельности.
В 1 классах на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 33
часа.
Во 2 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, в 3 классе – 3 часа в
неделю.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое
знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение
пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии,
материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
2-4 классы (первый год обучения)
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат,
знакомство с ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение
пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии,
материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.
Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур,
дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого
материального преимущества.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Конкурс решения позиций на тактические приѐмы «связка», «двойной удар»,
«нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной
шах», «мат по последней горизонтали».
Участие в школьном шахматном празднике.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной
еятельности «Шахматы в школе»
Личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России через достижения отечественной сборной команды страны на мировых
первенствах, чемпионатах Европы, Всемирных шахматных олимпиад;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и
взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в
процессе занятий шахматами;
ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии шахматами.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения
средствами шахмат, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в
физкультурно-спортивном направлении;
умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее
эффективных способов решения задач средствами плавания в учебной,
игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить свои действия с
планируемыми результатами в шахматах, определять и корректировать способы действий
в рамках предложенных условий;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять,
анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических
приемов и соревнований по шахматам;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета.
4. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом)
виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании (по годам обучения)
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного курса
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО развитие социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений
1 класс
Наименован ие
разделов и тем
программы
Кол
- во
час
ов
Из истории
шахмат
1
Базовые понятия
шахматной
игры
29
Содержание
Характеристика видов
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения о возникновении шахмат и
Имеют представление об истории
появлении их на Руси, первое знакомство с
возникновения шахмат и появления их на
чемпионами мира по шахматам и ведущими Руси.
шахматистами мира.
Изучение основ шахматной игры:
шахматная доска, шахматные фигуры,
начальная
позиция фигур, шахматная
Знают основные шахматные термины:
белое и чѐрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, начальное
положение, белые, чѐрные, ход, взятие,
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
электронная форма
учебника
Шахматное образование в
Ярославской области —
Ярославская область
(yar.ru)
электронная форма
учебника
Шахматное образование в
Ярославской области —
нотация, ценность фигур, нападение,
взятие, шахматная
нотация, шах и защита от шаха, мат,
пат, рокировка, взятие на проходе,
превращение пешки, матование
одинокого короля различными
фигурами, начало шахматной партии,
материальное преимущество, правила
шахматного этикета, дебютные
ошибки.
Соревнования
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире
Умеют правильно располагать шахматную
«Первенство класса».
доску и расставлять фигуры на ней, играть
партию от начала до конца с записью,
пользоваться шахматными
часами
3
2-4 класс (первый год обучения)
Наименование
разделов и тем Кол- во
часов
программы
Из истории
взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и
взятия каждой фигуры. Умеют правильно
располагать шахматную доску и расставлять
фигуры перед игрой, записывать шахматную
позицию и партию, рокировать, объявлять шах,
ставить мат, решать элементарные задачи на мат
в один ход, играть каждой фигурой в
отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса, разыгрывать партию с партнѐром.
Соблюдают правила
поведения за шахматной доской.
2
Содержание
Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения о возникновении
Имеют представление об истории
Ярославская область
(yar.ru)
электронная форма
учебника
Шахматное образование в
Ярославской области —
Ярославская область
(yar.ru)
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
электронная форма
шахмат
Базовые понятия
шахматной игры
49
шахмат и появлении их на
Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по
шахматам и ведущими
шахматистами мира.
Сведения о каждом
чемпионе мира по
шахматам, их вкладе в
развитие шахмат,
знакомство с ведущими
шахматистами мира.
возникновения шахмат и появления их на Руси.
Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в
развитие шахматной культуры.
учебника
Шахматное образование
в Ярославской области
— Ярославская область
(yar.ru)
Изучение основ шахматной
игры: шахматная доска,
шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная
нотация, ценность фигур,
нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от
шаха, мат, пат, рокировка,
взятие на проходе,
превращение
пешки, матование одинокого
короля различными фигурами,
начало шахматной партии,
материальное
Знают основные шахматные термины: белое и
чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, начальное положение, белые, чѐрные, ход,
взятие, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и
взятия каждой фигуры. Умеют правильно
располагать шахматную доску и расставлять
фигуры перед игрой, записывать шахматную
позицию и партию, рокировать, объявлять шах,
ставить мат, решать элементарные задачи на мат в
один ход, играть каждой фигурой в отдельности и
в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса,
разыгрывать партию с партнѐром. Знают
способы защиты в шахматной
электронная форма
учебника
Шахматное образование
в Ярославской области
— Ярославская область
(yar.ru)
преимущество, правила
шахматного этикета,
дебютные ошибки. Шахматная
комбинация: выигрыш
материала.
Основы дебюта: развитие
фигур, дебютные ловушки,
короткие партии. Основы
эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.
Конкурсы
решения
позиций
4
Соревнования
12
партии, элементарные шахматные комбинации,
имеют представление о
дебютных ловушках и о том, как в них не
попадаться. Умеют видеть нападение и защищать
свои фигуры от нападения партнѐра, матовать
одинокого короля двумя ладьями, ферзѐм и ладьѐй,
королѐм и
ферзѐм, королѐм и ладьѐй, могут находить
элементарные шахматные комбинации: двойной
удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней
горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной
шахи, знают, как правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать партию с большим
материальным преимуществом. Соблюдают
правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурс решения позиций на
Расставляют позицию для решения упражнений,
тактические приѐмы
решают шахматные упражнения. Анализируют
свои ответы и ответы своих сверстников.
«связка», «двойной удар»,
С помощью
«нападение», «защита»,
тестового задания оценивают собственное
«сквозной удар», «ловля
выполнение.
фигуры», «открытый шах»,
«двойной шах»,
«мат по последней
горизонтали».
Участие детей в шахматном
турнире
Умеют правильно располагать шахматную доску и
расставлять фигуры на ней, играть
электронная форма
учебника
Шахматное образование
в Ярославской области
— Ярославская область
(yar.ru)
электронная форма
учебника
Шахматное образование
Шахматный
праздник
1
«Первенство класса».
партию от начала до конца с записью. Умеют
контролировать время, пользоваться
шахматными часами
в Ярославской области
— Ярославская область
(yar.ru)
Участие в школьном
шахматном празднике.
Осваивают правила игры. Активно участвуют в
играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют
со сверстниками.
Проявляют доброжелательность, взаимопонимание,
смелость, волю, решительность, активность и
инициативу при решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в
процессе игровой деятельности, умеют управлять
ими. Соблюдают правила техники безопасности во
время участия в
празднике.
электронная форма
учебника
Шахматное образование
в Ярославской области
— Ярославская область
(yar.ru)
5. Календарно- тематическое планирование 1
класс
Кол- во Содержание
часов
№
Тема
1
Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат
1
Знакомство детей с правилами техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Введение и раскрытие понятия
«шахматная игра», рассказ об истории
возникновения данного понятия и шахматной
игры в целом
2
Шахматная доска
1
Знакомство детей с новыми понятием
«шахматная доска», белыми и чѐрными полями
на шахматной доске, угловыми и центральными
полями, правильным
расположением шахматной доски в начале
партии
3
Горизонталь
1
4
Вертикаль
1
5
Диагональ
1
6
Шахматная
нотация
Шахматные фигуры и
начальная позиция
1
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей,
полей, шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной
позиции
8
Ладья
1
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«ладья», еѐ местом в начальной позиции,
способом передвижения ладьи по доске: ход и
взятие; раскрытие
понятий «ход фигуры», «невозможный ход»
9
Слон
1
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«слон», его местом в начальной позиции,
объяснение способов
передвижения слона по доске: ход и взятие;
введение и раскрытие понятий
«белопольный» и «чернопольный» слон
10
Ферзь
1
Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его местом в начальной позиции,
способом передвижения ферзя по доске: ход и
взятие
7
1
11
Конь
1
12
13
Пешка
Превращение
пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на
проходе
Шах и защита от
шаха
Мат
Пат – ничья
Рокировка
1
1
22
Основные принципы
игры в
начале партии
1
23
Мат двумя ладьями
одинокому королю
Мат ферзѐм и
ладьѐй одинокому
королю
Мат ферзѐм и королѐм
одинокому королю
1
1
Техника матования одинокого короля ферзѐм и
королѐм
26
Материальное
преимущество
1
Определение материального преимущества,
реализация
материального преимущества
27
Нарушение основных
принципов игры в
начале партии
1
Ошибочные ходы в начале партии и их
последствия
28
Партииминиатюры
Запись шахматной
партии
Шахматный этикет
1
Анализ коротких партий
1
Шахматный турнир
3
Способ ведения записи партии во время
соревнований
Правила поведения шахматиста во
время партии
Участие в шахматном турнире
14
15
16
17
18
19
20
21
24
25
29
30
3133
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его местом в начальной позиции,
способом передвижения коня по доске: ход и
взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королѐм
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на
проходе
Постановка шаха всеми фигурами,
защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая
рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной
партии
Техника матования одинокого короля
двумя ладьями
Техника матования одинокого короля ферзѐм и
ладьѐй
№
Календарно-тематическое планирование 2- классы (первый год
обучения)
Кол- во Содержание
Тема
часов
1
Шахматы – мои друзья.
История
возникновения шахмат
1
Знакомство детей с правилами техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Введение и раскрытие понятия «шахматная
игра», рассказ
об истории возникновения данного понятия
и шахматной игры в целом
2
Шахматная доска
1
Знакомство детей с новыми понятием
«шахматная доска», белыми и чѐрными
полями на шахматной доске, угловыми и
центральными
полями,
правильным
расположением шахматной доски в
начале партии
3
Горизонталь
1
4
Вертикаль
1
5
Диагональ
1
6
Шахматная нотация
1
Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «вертикаль»
Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей,
полей, шахматных
фигур
7
1
8
Шахматные фигуры и
начальная позиция
Ладья
9
Слон
1
1
Расстановка шахматных фигур в
начальной позиции
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«ладья», еѐ местом в начальной позиции,
способом
передвижения ладьи по доске: ход и взятие;
раскрытие понятий «ход фигуры»,
«невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«слон», его местом в начальной позиции,
объяснение
способов передвижения слона по
доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный» и
«чернопольный» слон
10
Ферзь
1
Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения ферзя по
доске: ход и взятие
11
Конь
1
Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его местом в начальной позиции,
способом передвижения
коня по доске: ход и взятие
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
18
Пешка. Превращение пешки
Король
Правила хода королем
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на
проходе
Шах и защита от шаха
19
20
21
Мат
Пат – ничья
Рокировка
1
1
1
22
Основные принципы
игры в начале партии
Мат двумя ладьями
одинокому королю
Мат ферзѐм и ладьѐй
одинокому королю
Мат ферзѐм и королѐм
одинокому королю
Материальное
преимущество
1
27
Нарушение основных
принципов игры в
начале партии
1
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королѐм
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на
проходе
Постановка шаха всеми фигурами,
защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и
короткая рокировки
Общие принципы игры в начале
шахматной партии
Техника матования одинокого
короля двумя ладьями
Техника матования одинокого
короля ферзѐм и ладьѐй
Техника матования одинокого
короля ферзѐм и королѐм
Определение материального
преимущества, реализация материального
преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их
последствия
28
29
Партии-миниатюры
Запись шахматной
партии
Шахматный этикет
1
1
31- Шахматный турнир
34 Из истории шахмат.
35 Чемпионы мира по
шахматам и
выдающиеся шахматисты
мира
4
23
24
25
26
30
1
1
1
1
1
1
1
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во
время соревнований
Правила поведения шахматиста во
время партии
Участие в шахматном турнире
Беседа о важности соблюдения
правил техники безопасности на
занятиях по шахматам. Из истории шахмат:
знакомство с именами шахматистов –
чемпионов мира,
ведущих шахматистов
Шахматные фигуры
повторение)
Нападение в шахматной
партии. Шах и защита от
него. Рокировка
(повторение)
1
Повторение материала
1
Повторение материала
3
Мат. Пат. Мат одинокому
королю королѐм и ладьѐй.
Мат в один ход
(повторение)
1
Повторение материала
4
Защита в шахматной
партии: уход из-под
нападения,
уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
1
Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими
действиями против угроз партнѐра, как
уход изпод нападения, уничтожение
атакующей фигуры,
защита фигуры
5
Защита в шахматной
партии: перекрытие,
контрнападение
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приѐм
«двойной удар»
1
Знакомство с двумя другими видами защиты
в шахматной партии –
перекрытием, контрнападением
1
Отработка на практике тактических
приѐмов, пройденных на занятиях 39, 40
1
Знакомство с тактическим приѐмом
«двойной удар», способами нанесения
двойного удара различными фигурами
8
Тактический приѐм
«связка»
1
Знакомство с тактическим приѐмом
«связка», понятиями «полная» и
«неполная» связка, «давление» на связку
9
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приѐм
«ловля фигуры»
1
Отработка на практике тактических
приѐмов, пройденных на занятиях42, 43
1
11
Тактический приѐм
«сквозной удар»
1
12
Мат на последней
горизонтали
1
Знакомство с новым тактическим
приѐмом «ловля фигуры» и
способами его применения
Знакомство с новым тактическим
приѐмом «сквозной удар» и способами его
применения
Слабость последней горизонтали,
«форточка»
1
2
6
7
10
13
Конкурс решения позиций:
как бы вы
сыграли?
1
Отработка на практике тактических
приѐмов, пройденных на
занятиях45–47
14
Тактический приѐм
«открытый шах»
1
Знакомство с новым тактическим приѐмом
«открытый шах» и способами его
практического
применения
15
Тактический приѐм
«двойной шах»
1
Знакомство с новым тактическим приѐмом
«двойной шах» и
способами его практического применения
1620
21
Шахматный турнир
4
Игровая практика
Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки
1
Раскрытие основных принципов игры в
дебюте, знакомство с понятиями «дебют»,
«детский мат»,
«мат Легаля»
2223
2425
Основы игры в дебюте:
атака на короля
Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества
2
Знакомство с таким методом игры в
дебюте, как атака на короля партнѐра
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра на
мат, размен одноимѐнных фигур для
увеличения материального
перевеса
2628
29
Основы анализа
шахматной партии
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
3
3033
34
Шахматный турнир
4
Игровая практика
Шахматный праздник
1
Решение заданий, игровая практика
2
1
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Отработка на практике материала занятий
55-59
Электронная форма учебника (ЭФУ) «Шахматы в школе». Она представляет собой
электронное издание, которое по структуре и содержанию соответствует печатному
учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие
содержание учебника. Электронная форма учебника включает в себя не только изложение
учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажѐр, контроль)
к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную
навигацию, инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок.
Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении
новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятельной,
парной или групповой работы).
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы:
1.
Федерация шахмат России [Электронный ресурс]. – М. : 2006-2023 ФШР. – Режим
доступа: Федерация шахмат России (ruchess.ru)
Методические материалы для учителя:
1.
Абрамов
С. П. Шахматы:
первый год обучения.
Методика
проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.:
Просвещение, 1983.
3.
Гончаров
В. И. Некоторые
актуальные
вопросы
обучения
дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
4.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская
литература, 1980.
5.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной
школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.:
Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В.
7.
Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод.
материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
9.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет
/ И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994.
10. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд.
центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
11. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Педагогика, 1991.
12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин.
– М.: Поматур, 2000.
13. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель,
АСТ, 2000.
14. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чѐрно-белые чудес и тайн
полны: учеб. для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы / И. Г.
15. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Г. Шахматы,
первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999
16. Шахматы в школе. 1 класс.Методические рекомендации / Е. А.
Прудникова, Е. И. Волкова. — М. :Просвещение, 2019. — 87 с.
17. Шахматы в школе. Второй год обучения.Методическое пособие / Е. А.
Прудникова, Е. И. Волкова. — М. :Просвещение, 2019. — 71 с.
18. Шахматы в школе. 1-7 классы. Сборник примерных рабочих программ / Е.
А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. :Просвещение, 2019. — 64 с.